arctic_blog

Categories:

Почему Гренландия рискует превратиться во «вторую Хиросиму»

21 января 1958 года бомбардировщик ВМС США  с четырьмя ядерными бомбами на борту потерпел катастрофу в Арктике  

Более полувека назад, 21 января  1968 года, произошла одна из крупнейших техногенных катастроф 20 века. Бомбардировщик ВВС США с четырьмя термоядерными бомбами на борту рухнул на лед залива Северной Звезды недалеко от  самой северной базы ВВС  США – Туле,  расположенной  в 1118 километрах от Полярного круга.  

Инцидент случился в самый разгар «холодной войны». В 1961 году США  развернули секретную операцию «Хромированный купол», подразумевавшую боевое патрулирование  воздушного пространства, в том числе вблизи границы с СССР. В частности, самолеты Boeing B-52 Stratofortress с ядерными бомбами на борту должны были круглосуточно «мониторить» обстановку и, получив условный сигнал, немедленно лететь к  границам СССР, чтобы сбросить смертоносные грузы на стратегически важные для советского правительства объекты.   

Утром 21 января 1968  экипаж B-52 380-го бомбардировочного крыла Стратегического командования ВВС США готовился к очередному вылету. Самолет должен был на протяжении суток кружить над авиабазой Туле и морем Баффина. Перед тем, как отправиться на  задание, один из членов экипажа, запасной (третий) пилот  майор Альфред д’Амарио решил, что в самолете достаточно прохладно. Чтобы согреться, он положил под сиденье  штурмана-инструктора три поролоновых подушки и тем самым заблокировал вентиляционный выход системы отопления, которая, как выяснилось, оказалось неисправной. В полете в кабине стало еще холоднее, и  д’Амарио открыл клапан забора воздуха из воздушного двигателя в систему отопления. Очень скоро температура поднялась, однако из-за технических неполадок горячий воздух, поступающий из турбины в систему отопления, практически не охлаждался.  

«Ситуация вышла из- под контроля. В кабине пилотов начался пожар, и через пять минут мы уже практически не контролировали машину. Впервые в жизни я вынужден был послать сигнал SOS",  - вспоминает капитан бомбардировщика Джон Хог.  Действительно, за считанные минуты дыма стало столько, что экипаж пилоты уже не видели оказаний приборов. Все имеющиеся огнетушители были израсходованы, а пламя не утихало.  

Командиром было принято единственно верное решение – покинуть самолет. Все члены экипажа, за исключением второго пилота Леонарда Свитенко, получившего смертельную травму головы, успешно катапультировались. Тем временем  ставший неуправляемым  самолет сначала летел на север, затем развернулся в обратном направлении и,  не долетев до авиабазы  Туле  каких-то 11 километров, рухнул на залив Северной звезды,  проплавив лед до черноты.  

Самое страшное заключалось в том, что  компоненты термоядерных бомб (плутоний, тритий, америций и уран) разбросало почти на пять километров вокруг. В этой связи следует вспомнить отчет  1969 года, подготовленный начальником отдела ядерной безопасности Сандийских национальных Лабораторий (принадлежащих Министерству энергетики США). В нем он утверждает, что мощность ядерных бомб, которые несли самолеты Б-52, составляла порядка 24 мегатонн, что в 1200 раз больше мощности бомбы «Малыш», с помощью которой американцы в августе 1945 года  разрушили Хиросиму, уничтожив до 200 людских жизней.  

Таким образом, американцы оказались, с одной стороны - перед глобальной экологической катастрофой,  а с другой -  перед дипломатическим кризисом, назревавшим в отношениях с Копенгагеном. Дания еще в 1957 году объявила Гренландию (которая входит в состав Королевства с 1814 года) «безъядерной территорией» и  запретила американским бомбардировщикам с ядерным оружием на борту пересекать свое воздушное пространство. Получается, что США скрыли этот важнейший факт от датского правительства, совершив еще одну ошибку – теперь уже политического характера. Однако, учитывая сложившуюся обстановку, Вашингтон и Копенгаген предпочли отложить выяснение политических отношений и приступили к экстренной  зачистке территории и поиску сердечников  ядерных бомб в рамках операции «Хохлатый лед».   

В общей сложности, с  места катастрофы  вывезли тысячи обломков самолета и порядка 500 миллионов галлонов (примерно 1,9 млрд. литров) снега и льда, которые могли подвергнуться радиоактивному загрязнению.  Кроме того, были найдены и успешно обезврежены  три ядерных заряда. Согласно официальной версии американских властей, все последствия катастрофы были ликвидированы, все бомбы найдены  и подняты со дна океана. Затем дело было закрыто и убрано в  секретные архивы США на долгие сорок лет.  

Спустя сорок лет, по истечении срока давности, в «Деле о крушении Б-52  «всплыли» новые подробности. Выяснилось, что ядерных бомб  было не три, как первоначально заявляли американцы в своих официальных отчетах, а четыре. Причем, последнюю обнаружить так и не удалось. «Пропавшая бомба содержала уран, плутоний  и еще несколько опасных веществ, о которых мы, к сожалению, не знаем. Ведь ее конструкция была совершенно секретной.  Если даже мы не сумели ее обнаружить, то  никто другой и подавно не сможет»,  -  заявил в интервью «Би-Би-Си» бывший инженер
Лос-Аламосской лаборатории  Уильям Чемберс, который входил в команду экспертов, расследовавших инцидент 1968 года.

В сложившихся условиях Гренландия, которая уже  полувека фактически живет на «ядерной бочке», рискует превратиться во «вторую Хиросиму». В ежегодном отчете Министерства здравоохранения страны  говорится, что уровень заболеваемости онкологическими заболеваниями у  тех, кто проживает на территории острова, в два раза выше по сравнению с остальным населением страны. При этом медики убеждены, что печальная статистика  является последствием авиакатастрофы 1986 года.  Бьют тревогу и норвежские экологи. Ядерная бомба, которую так и не нашли, представляет угрозу флоре и фауне Арктики.  Ядовитые вещества под воздействием морских течений могли распространиться на сотни или даже тысячи  километров и теперь отравляют хрупкую экосистему региона, считают активисты.  Получается, что от  «ядерной халатности» американцев страдает  экология не только Гренландии, но и других приполярных стран.  

Катастрофа американского бомбардировщика «черным клеймом» висит на репутации Вашингтона. На этом фоне заявление Дональда Трампа о наращивании американского ядерного арсенала,  которое расценивается в первую очередь как «средство сдерживания» (в первую очередь, «агрессивной» России)  звучит, по меньшей мере, весьма самонадеянно. Подобные слова уместны лишь в том случае, если смертоносное оружие находится  под полным контролем страны, которая им обладает.  

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.