arctic_blog (arctic_blog) wrote,
arctic_blog
arctic_blog

Categories:

Арктика – кузница героизма!

Так сложилось в нашей истории, что именно Арктика сыграла решающую роль в рождении самого высоко звания в СССР – звания Героя Советского Союза! Причем, это звание родилось не в военное, а в мирное время...

Жаль, что недоброжелатели России плохо изучают менталитет наших людей и часто пытаются поработить Россию, считая, «что сейчас уж самое время, и они совсем к этому не готовы»! Но с упорным постоянством все они делали осечки и спотыкались (терпя сокрушительные поражения) именно из-за нашего, предками сформированного, никому не понятного - менталитета. Коротко этот феномен можно охарактеризовать просто: «пропади все пропадом, но они у меня попляшут!» Эта готовность к самопожертвованию нашего народа:

чтобы не дать врагу насладиться хоть небольшой удачей в бою, чтобы каждый метр пройденной земли по Русской Земле символизировал бы собой гвоздь, вбитый в крышку гроба врага, это и жажда мести за друга, брата, семью – рождала в нашем народе традиции, которые в простонародье называются «ГЕРОИЧЕСКИМИ»! И свою заметную лепту в эти традиции привнесла Арктика.

Для России Арктика – это не просто географическое понятие, это особая наука о Земле!
А если учесть, что нашей планете угрожает потепление, то особенно важным становится определение «меню» такой «кухни погоды», как Арктика. Необходимо также учитывать, что Арктика – это безопасность России, ее северный форпост против любого агрессора. И, наконец, Северный морской путь самый короткий из Атлантического океана в Тихий. Он почти вдвое меньше, чем традиционный вокруг африканского материка (или Суэцкого канала).
15 апреля 1926 года постановлением правительства СССР были определены границы советского сектора Арктики на западе: «меридианом 32 градуса, 4 минуты, 15 секунд в.д., а с востока меридианом 168 градусов, 49 минут, 30 секунд в.д. — это 13 млн. квадратных километров. Северный Ледовитый океан с окраинными морями: Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским. Это почти 10 млн. квадратных километров островов и архипелагов, широких полос тундры, окаймляющей северную оконечность Евразийского материка».
В течение многих лет границы Советской Арктики не вызывали сомнений у стран, граничащих с полярными районами. Но вот стало известно, что в недрах Северного Ледовитого океана таятся несметные запасы нефти, газа и других природных «лакомств». И тогда (некогда мирные) наши северные соседи засуетились, требуя и своей доли от «Арктического пирога». Установка Российского флага на дне
Северного Ледовитого океана на Северном полюсе была расценена за рубежом как попытка России затвердить за собой права на территориях Советской Арктики.
Однако, если рассмотреть права России на закрепленную за ней территорию в границах утвержденных мировым сообществом, то очевидно, что права эти подтверждены огромным вкладом России в науку об Арктике. Сотни экспедиций отправлялись на острова и архипелаги, проводя многочисленные исследования природы Арктики, работали на дрейфующих льдах океана, вклад России в Мировую науку об Арктике неоценим. Мировой научной общественности широко известны имена российских полярных мореплавателей и путешественников – исследователя В.Беринга, Ф.Литке, Ф.Врангеля, советских ученых: О.Шмидта, А.Трешникова; полярных асов – М.Сомова, М.Водопьянова, И.Мазурука, И.Черевичного и других. История освоения и исследования Арктики – это история высочайшего
человеческого мужества, жестокой борьбы с ее суровой природой, летопись побед и поражений. Стоит вспомнить беспримерный подвиг участников Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг., положившим на карту огромные безлюдные арктические территории, дали наименования остовам, архипелагам, мысам и заливам и др. Успешно завершились и морские экспедиции в полярные моря Ф.Литке, Ф.Врангеля.
Одной из важнейших целей многочисленных полярных экспедиций было исследование возможностей воспользоваться Северо-восточным проходом (Северным морским путем) для сквозного плавания из атлантического океана в Тихий.
В семидесятых годах XIX века эту задачу удалось решить шведскому полярному исследователю и путешественнику Эрику Норденшельду. В 1878 г. на средства, предоставленные шведским королем Оскаром II, шведским негоциантом о.Диксоном и русским золотопромышленником А.Сибиряковым он организовал экспедицию. В июле 1878 г. экспедиционные суда «Вега» и «Лена», покинули Швецию и взяли курс на восток. Они успешно прошли большую часть Северо-восточного прохода (Северного морского пути), но буквально в «двух шагах» от цели их встретили непроходимые льды. Пришлось зазимовать. Только 18 июля 1878 г. «Веге» удалось освободиться от ледового плена и вскоре выйти в Тихий океан. Главная цель экспедиции была достигнута. Впервые в истории полярного мореплавания Норденшельд осуществил сквозное плавание из Атлантического океана в Тихий вдоль северного побережья Европы и Азии.
И только спустя почти сорок лет экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого смогла проделать этот путь в обратном направлении! Этот переход ознаменовался Великим географическим открытием – был открыт огромный архипелаг, который назвали в честь русского царя «Земля Николая Второго» (в советское время переименована в «Северную Землю» по постановлению Президиума ЦИК Союза ССР от 11 января 1926 г.).
Несмотря на большие успехи Российских исследователей в изучении Арктики
царское правительство весьма скептически относилось к любым попыткам ее освоения. Так, например, в ответ на записку, поданную купцом М.К.Сидоровым, генерал Зиновьев (наставник будущего престолонаследника императора Александра III) начертал на ней буквально следующее: «…так как на Севере постоянные льды и хлебопашество там не возможно, и помимо всего – никакие другие промыслы там немыслимы, то, по моему мнению, и мнению моих уважаемых приятелей, народ нужно оттуда удалить во внутренние пределы государства. Но вы же позволяете себе хлопотать совершенно о противоположном! Подобные идеи могут позволить себе высказывать и предлагать только помешанные!» Понимаете, что после такой четкой оценки перспективы у Арктики несколько поблекли…
А в начале 20 века, например, препоны поклонникам Арктики ставили и могущественные крупные землевладельцы и промышленники, опасавшиеся, что по результатам освоения Северного-морского пути в Европу сможет проникать
дешевый сибирский хлеб и лес. Таким образом, они пытались бороться с потенциальными конкурентами.
Но передовые умы русской общественности издавна высоко оценивали роль
Арктики в экономике будущей России. Причем свой взор эти умы направляли аж с 18 века: опыт полярных плаваний был обобщен великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым, он писал: «…могущество и обширность морей окружающих требует… расчета и знания. Между прочими Северный Океан есть пространственное поле, где… усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою, через изобретение Восточно-северного мореплавания», то-есть «Северного морского пути». По мнению Ломоносова, географическое положение обязывало Россию искать выходов в свободный океан не в южных, а, прежде всего, в северных морях! Он даже выступил инициатором снаряжения секретных русских полярных экспедиций для открытия Северо-восточного прохода. Об экономической выгоде Северного морского пути в начале 20 века говорил и писал великий русский ученый Д.М.Менделеев: «…победа над его (Ледовитого океана) льдами составляет один из экономических вопросов будущего северо-востока Европейской России, да и практически всей Сибири. Открывается возможность без использования Суэцкого канала и каналов теплых стран, проводить свои суда возле своих собственных берегов из Атлантического океана в Великий, и обратно!».
Но только после Октябрьской революции Советское правительство поняло, какую роль может сыграть Арктика в жизни молодого государства. А началось все с середины 20-х годов, когда впервые Советский Союз выступил как мощное государство, оказывающее помощь терпящей бедствие экспедиции под
руководством Нобиле. Хотя на поиски пропавшей экспедиции отправились экспедиции из 6-ти стран, но, фактически, экспедицию на дирижабле «Италия», потерпевшую крушение в центре Арктики, спасли именно наши полярники на ледоколе «Красин». Именно в тот момент Арктика и стала источником славы для нашего государства и всего советского народа! И это был всего - лишь 1928 год.
Далее, в 30-е годы в Арктике начали находить и добывать различные полезные ископаемые в Арктическом регионе. Примерно в эти годы закладывается город Норильск, где стали разрабатываться богатейшие залежи никеля. А в 1932 году впервые удается пройти Северным морским путем в одну (!) навигацию на ледоколе «Сибиряков», из Архангельска в Берингово море, и затем в Чукотское море. Этот первый сквозной проход за одну навигацию и обозначил год рождения «Главного управления Северного морского пути». Именно по этому пути позже проследовали тысячи кораблей, а полярные летчики проложили новые воздушные Арктические трассы. (За этим (впоследствии) последовали создание новых полярных станций, было организовано много экспедиций для изучения Арктики и ее богатств.)
Невозможно переоценить экономический, политический и оборонительный эффект, который выдал, в результате освоения, Северный Морской путь! В 30-х годах Г. А. Ушаковым и Н. Н. Урванцевым с товарищами С.Журавлевым и В.Ходовым), была полностью обследована «Северная Земля» – можно сказать, что она была открыта заново (поскольку ранее был открыт до этого только восточный берег архипелага, а теперь он был «положен на карту» целиком!). В это же время стали появляться новые города и поселки (Провидение, Тикси, Диксон, Шмидта).
С каждым годом Советская Россия все больше осваивала и изучала Арктику.
В мае 1937 года на дрейфующий лед на Северном полюсе впервые в истории совершили посадку четыре советских четырехмоторных самолета АНТ. Они
высадили четверых будущих зимовщиков: И.Д. Папанина, Е.К.Федорова, П.П. Ширшова, Э.Т.Кренкеля. Дрейфующая станция «Северный полюс-1» 274 дня вела научную работу в центре Ледовитого океана. Впервые был собран уникальнейший материал об арктической природе.

С началом Великой, Отечественной войны исследования в Арктике были на определенное время прекращены. Особое значение Арктика приобрела после окончания Второй Мировой войны. После разгрома фашистской Германии, неожиданно прозвучала так называемая «Фултонская речь» Черчилля. Из его слов следовало, что кратчайший путь Америки в Россию это – Арктика! Так Арктика сыграла неожиданную роль в определении направления главной угрозы Советскому Союзу в предтече третьей мировой войны. Естественно, руководство Советского Союза было не на шутку обеспокоено именно таким поворотом событий. Ну, кто мог себе тогда это представить? Наша Арктика может нам же стать угрозой?.. Как говорится, не было бы счастья - да несчастье помогло! Так началась эра «холодной войны», и Арктике в ней отводилась особая роль, правда не совсем привычная для нее. Район Северного Ледовитого океана стали называть «средиземным морем» третьей мировой войны! Когда Советское руководство дало команду на систематизацию накопленных знаний об Арктике, то наши ученые выяснили, что необходимой информации о ней, по ряду вопросов, либо практически нет, либо слишком мало. И вот, в связи с имеющимися положением дел, весной 1948 года в район Северного полюса отправилась Высокоширотная воздушная экспедиция «СЕВЕР-3», которая работала в Центральном Полярном бассейне, используя методику, так называемых, «прыгающих групп».
Эту методику разработали наши ученые еще в 1937 году после высадки «Папанинцев».
Весной 1949 года снова была организована экспедиция в Центральный полярный бассейн — «Север–4». Мне повезло, я работал там флагманским врачом и все время находился в районе Северного полюса, занимаясь медицинским обеспечением участников экспедиции. Кроме обычных медицинских обязанностей, на меня было возложено выполнение роли «скорой помощи». Случись авария — неудачная посадка, например, я должен был вылететь к месту аварии: спрыгнуть на парашюте с медикаментами и инструментарием и оказать необходимую помощь потерпевшим. К счастью, в этой роли мне не пришлось работать. Но 9 мая 1949 года меня вызвал начальник экспедиции, генерал-лейтенант А.С. Кузнецов и предложил мне вместе с мастером парашютного спорта А.П.Медведевым прыгнуть прямо в точку Северного полюса. Понимаете, такое число, и такой месяц – грех не прыгнуть! Но, с одной стороны, это было очень необычно – все-таки впервые люди должны были приледниться на Северном полюсе с парашютом; и с другой стороны, мы должны были дать ответ на несколько вопросов, важных для парашютистов: как действуют парашюты в этих условиях, каковы действия самого парашютиста в центральном полярном бассейне, как определять и оценивать место для приледнения, как различать препятствия с воздуха (трещины, торосы), как управлять парашютом. 9 мая 1949 года мы, как и не сложно догадаться, прыгнули. Первыми в мире! Кстати, в книгу рекордов «Гиннеса» мы не попали – прыжок засекретили.
Эти экспедиции 1948-49 гг. выяснили, что полученные знания и информация этими экспедициями из Арктики стратегически важны! Дело в том, что эти экспедиции проходили под знаком «совершенно секретно», и очень немногие люди знали о том, куда отправляются воздушные корабли и какая перед ними стоит задача. Эта секретность успешно сохранялась. И, несмотря на то, что в районе полюса летало много самолетов, американцы об этой экспедиции узнали лишь много лет спустя. Но нам от этого легче не становилось, случись что, спасать то нас не кому…
Итак, руководство государства и представители «Главсевморпути», ученые Ленинградского Арктического научно-исследовательского института, изучив материалы, убедились, что они очень важны, и полутора–двух месяцев, отведенных на экспедицию, недостаточно, так как необходимо длительное (пространственное и временное) изучение всех процессов, происходящих в центральном полярном бассейне. И в 1950 году было принято решение назначить экспедицию, но кроме работы «прыгающих групп» было намерение создать две дрейфующие станции: одну – на Северном полюсе, другую – на «Полюсе Относительной недоступности».
Но, к сожалению, из-за неблагоприятной обстановки на Северном полюсе первая высадка не удалась, и команда отправилась на большую землю. Вторая станция, под названием «Точка–36», была успешно высажена на льдине в районе «Полюса Относительной недоступности».
Секретность – время в мире было напряженное, шла война в Корее, а там были задействованы частично наши военные, и американцы об этом знали. Так что, лишняя информация для них о наших исследованиях по потенциально стратегическому маршруту следования советских баллистических ракет, для них была бы серьезным раздражителем и поводом к обвинению в наступательной доктрине СССР в освоении Арктики. «Милитаризированная Арктика» - как-то не укладывается в голове. Страшная штука. Хотя стоит заметить, что именно западные страны еще в 1947 году стали проявлять к Арктике исключительно военный интерес: такие страны как – Канада, США, Англия, Дания, стали размещать там военные базы, полигоны, совершать перелеты к Полюсу и обратно.

Например, про дрейфующую станцию «Северный полюс - 2» в США узнали только в 1954 году. Сами они тоже высаживали экспедиции: например, на льдину «Т3» высадился полковник Флетчер с группой ученых и военных, затем на льдину «Т2». В 1954 году наша станция «Северный полюс–4» как раз дрейфовала относительно недалеко от их льдины. А, начиная с 1950 г. Советский Союз регулярно высаживал дрейфующие станции на льдины Северного Ледовитого океана, собирая важнейшие материалы о природе Арктики. И, фактически, мы были единственной страной, которая вела такую обширную работу в центральной Арктике! Это сегодня важно знать всем! А наша станция «СП-2» стала родоначальницей целой плеяды послевоенных дрейфующих станций в Арктике. Всех зимовщиков дрейфующей станции «СЕВЕР–2» представили к званию Героя Советского Союза! Всех даже поздравили, но позже, видимо, передумали и всем вручили Орден Ленина… Хотя нашему начальнику все-таки повезло больше, он все-таки стал Героем Советского Союза – это Сомов М.М.!
Итак: экспедиции «Север» ознаменовались крупнейшими географическими открытиями, которые не только внесли существенные изменения в карты Северного Ледовитого океана, но и в значительной степени во многом изменили и уточнили явления о происхождения в нем природных процессов. Благодаря широкому комплексу исследований, проводившихся в этих экспедициях, представилась возможность изучать одновременно широкий круг взаимосвязанных явлений и процессов в высоких широтах.
С географической карты мира практически исчезли «белые пятна», общая площадь которых к 1939 году составила 1.844.000 кв. км. Были рассеяны легенды о мифических землях в Арктике: «земля Санникова», «Андреева», «Макарова», «Петерманна» и другие.
Кардинально изменились представления о морфометрии Арктического бассейна: вместо одной глубоководной, с ровным рельефом дна, океанической котловины (как считали до 1948 года), перед учеными предстали новые данные о сложном строении Арктического дна – целая горная страна, расчлененная подводными хребтами и поднятиями дна. В результате анализа магнитных наблюдений, выполненных на обширных пространствах арктического бассейна (экспедиции 1948 – 1954 годов) выяснилось, что «Второго магнитного полюса Земли» не существует, а имеет место своеобразное распределение магнитного полюса Земли. Это распределение заключается в следующем: магнитные меридианы от Таймырского п-ова, через околополюсные районы до Канадского архипелага, идут почти параллельно (пучком), на минимальном расстоянии друг от друга. Был собран обширный материал о характере ледяного покрова. Окончательно было опровергнуто существовавшее ранее мнение, что ледяной покров в Арктике и Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана представляет собой сплошной ледяной однородный массивных льдов. На самом деле, дрейфующие льды не однородны, а состоят из ледяных полей разного размера и возраста!
На основании анализов проб донного грунта, собранных советскими экспедициями, восстановлена геологическая история дна Северного Ледовитого океана за предыдущие 150 - 180.000 лет! В результате изучения донных отложений сделаны выводы о наличии придонных течений не только над возвышенностями, но и в котловинах! Это говорит о том, что воды, находящиеся во впадинах, не являются застойными, а постоянно перемешиваются с водами соседних районов. Вот какие достижения и знания мы получили, изучая Арктику в советское время. И это все родилось не на пустом месте – это кропотливый труд всего государства и общества. Ведь нужно было воспитать таких людей, которые бы согласились пойти на такой риск, во имя безопасности государства и ее интересов. И этот риск оказался оправдан. Арктика, на тот момент, стала стратегическим «рубиконом» для советского государства: либо мы ее познаем и укротим, либо не миновать беды. Кто-то должен был это сделать. Такие люди нашлись. Простые советские люди.
Но самое важное из всей той работы, которую проводили отечественные ученые и путешественники в Арктике, были и остаются важными не только для самой России, но и для всего мира! Ведь там можно изучать и вопросы потепления, и характер ледяного покрова, формирование погоды и многое, многое другое. И все это стало возможным благодаря мужеству и героизму отечественных полярных летчиков. То, что удавалось сделать нашим полярным летчикам, вызывало восхищение у всего советского народа и у всего мира. Эти отважные люди рисковали собственными жизнями во имя прославления страны, их никто не заставлял, они сами рвались и были полны решимости, поскольку прекрасно понимали, что именно они готовы к этому лучше других! Уж если что случится, то пусть это будут именно они, поскольку они ко всему готовы и не опозорят чести советских летчиков, и звания «полярный летчик». Они готовы были ответить и за свои неудачи. Удивительные люди были в то время - героические. Это великое достижение Советского государства, что оно сумело привить и воспитать целые поколения патриотично настроенных граждан, которые могли в любой момент сорваться с места и умчаться по заданию правительства: на стройку, на целину, в Арктику, в Космос, на дно океанов, глубоко под землю, на защиту границы и на помощь терпящим бедствие. Это был единый народ, который вместе радовался и вместе сопереживал. Удивительные были времена. Нам это сильно не хватает сегодня. И будет ли именно так когда-нибудь? Не знаю… Но, я уверен, что изучение и освоение Арктики это выгодная тема для государства! Ведь в советское время Арктика символизировалась в нашем обществе с Победой, Героизмом и достижением всего советского народа. Арктика отождествлялось с патриотизмом. Если ты полярник – ты точно патриот, почти Герой! Особенно ярко это стало заметно после выхода в свет кинокартины «Семеро смелых»: огромное количество молодежи выразило желание отправится работать в Арктику. Эта тема была окутана романтикой и героизмом, и это было очень важно, актуально и вовремя. Арктика - вполне может стать одной из национальных идей. В былые времена освоение Арктики было у всех на устах! Например, героизм летчиков и их подвиги: ведь вся страна в то время знала М.Водопьянова, И.Мазурука, И.Черевичного, М.Шевелева, В.Аккуратова, И.Котова, М.Слепнева, и других полярных асов.
А чего стоит подвиг семерых летчиков-героев, которые после гибели Челюскина, сумели на хлипких самолетах спасти весь экипаж и пассажиров судна. Всего 102 человека! Вот такими выдающимися людьми и создавалась слава государства, так рождалась «национальная идея», идея «ГЕРОИЧЕСКОГО СОВЕТСКОГО НАРОДА»! А как все это пригодилось во время войны 1941-1945 гг…
К великому сожалению, сегодня у нас ни героизм, ни патриотизм так не воспитывают… Разве что, только в международных спортивных баталиях увидишь множество российских флагов и радостные лица людей, которые с гордостью эти флаги проносят. Но их очень мало, да и совсем недостаточно только одного спортивного патриотизма, он должен проявляться во всех сферах: наука, политика, Космос, Вооруженный силы, учеба, история, литература и культура, воспитание и т.п. А что у нас сегодня в умах современников – спросите любого гражданина России, кто и сколько сегодня из наших космонавтов находится в Космосе на станции. Думаете, кто-нибудь ответит или назовет фамилии? Помните, как раньше мы все вместе радовались любому запуску в Космос, а сегодня это никому не интересно. Даже стали слышны голоса, что, мол, работа шахтера намного опаснее работы космонавта! Докатились! И кому такое в голову то приходит делать такие сравнения. Вот так и принижается роль подвига в современной истории России. Все сводится к банальному сравнению, сопоставлению и статистике. А это все от того, что о ГЕРОИЗМЕ, который проявляют некоторые наши граждане каждый день, каждый на своем месте - не говорят ни политики, ни СМИ. Только изредка что-то услышишь или увидишь. Но ведь когда - то нужно начинать...
Для многих знатоков Арктики до сих пор не ясно, чья злая воля погубила «Северный морской путь». Почему слаженная, отработанная система обеспечения на Севере превратилась из полноводной реки в тонкую ниточку. Кто виноват? Ведь был разрушен тот фундамент, на котором мы обеспечивали себе знания на многие годы, опережая весь мир! Также там была отлажена и проблема безопасности Северных границ. Кому-то из приспешников Горбачева показалось, что «Северный морской путь» стране не нужен. После того, как его закрыли, была создана «Администрация Северного морского пути». Были закрыты многие полярные станции, а дрейфующие и вовсе перестали существовать…Короче, об Арктике стали забывать!
Вроде бы не так страшно звучит. Но! Если бы не это обстоятельство, если бы не эти злополучные 20 лет нашего отсутствия в Арктике, то нам было бы намного легче обосновывать свои претензии на территорию в Арктике. За 20 лет все в мире привыкли к тому, что русских в Арктике нет!
А может, и вообще не было?.. В некоторых странах Запада, я так думаю, общество практически ничего не знает об истории освоения Арктики русскими. Чиновники ряда стран Европы и мира стараются убедить своих граждан в том, что Россия «агрессивно лезет» в общую для всех стран и народов Арктику: ставит там свои флаги, объявляет зоны своих интересов и т.п. История – великий инструмент. В чьих руках этот инструмент, тот и «на коне».
Дело в том, что Арктика сегодня имеет исключительное экономическое значение. Но поезд для нас ушел. Теперь у нас могут спросить: «а где же вы были последние 20 лет, когда МЫ изучали Арктику?» Вот и пришло время нам всем миром расхлебывать сегодня очередную государственную глупость наших бывших властителей! А, может, это была вовсе и не глупость? Ведь нам сегодня трудно кричать на весь мир, что «Арктика наша!» По идее, Антарктида тоже «наша» - мы же ее открыли!!! Но попробуйте кому-нибудь на Западе об этом сказать. Представляете, КАКАЯ будет реакция?
Интересен именно тот факт, что до того, как мы бросили Арктику, западные страны не так уж сильно и проявляли к ней интерес. Но, как только мы ушли оттуда, они сразу же заняли наше место! Мне кажется это несколько странным. Думаю, что результаты всех наших исследований (за 20 лет нашего бездействия) могли стать доступными для Запада... А это стратегическая информация! В нашей стране было написано много книг по результатам изучения Арктики, в них также были систематизированы различные знания. Возможно, всем этим и воспользовался Запад… И когда они поняли – «что такое Арктика», тут то все и началось - «Арктическая лихорадка».
Я надеюсь, что найдутся люди в России, которые будут способствовать развитию исследований в Арктике. Это должны быть энтузиасты. И должна идти обширная информация о том, как трудно там работать, а не просто о красивых видах. Конечно же, если таких акций, которую продемонстрировал Герой Советского Союза, Герой России – А.Н. Чилингаров, будет много, то интерес к Арктике у общества и государства проснется. Но, боюсь, что нам придется все начинать сначала. Все с полного нуля!
Ведь в период так называемой «перестройки» коррумпированные чиновники, все-таки, видимо в угоду недругам России, затормозили изучение и освоение Арктики. Могучее «министерство» Главного Управления Северного морского пути превратилась, в итоге, в худосочную «Администрацию». С карты Арктики стали исчезать прибрежные поселения, полярные станции на материке и островах были брошены со всем имуществом, прекратилась деятельность «дрейфующих станций» собиравших бесценный материал о природных явлениях в трех средах Арктики. Урон, причиненный государственным интересам в Арктике, не менее, а более значимый, чем – разграбление «Тралового рыбного флота», или раздробление государственного «Аэрофлота» на сотни маломощных частных авиакомпаний…
И все же, флаг Российской Федерации на дне Северного Ледовитого океана установлен! Пусть он послужит нашим чиновникам и правителям, бизнесменам и всем гражданам нашей России своеобразной точкой отсчета. Давайте больше говорить об Арктике!
Давайте говорить о наших победах и зонах национальных интересов в ней. Возможно, благодаря этому, мы больше узнаем и историю ее освоения, о людях, ее покоряющих, и о себе. Пришло время собирать камни и вспомнить имена всех Героев нашей Арктики.
Вспомним иные забытые имена наших славных первопроходцев и самоотверженных исследователей и может быть тогда мы и поймем, а не наступило ли то время, чтобы дать по жадным рукам, протянувшимся к богатствам нашей Арктики! Или она не наша?
P.S. Россия вышла в лидеры среди самых влиятельных игроков на мировой арене. Согласно "Глобальному барометру влияния" - аналитической модели, созданной американскими экспертами – Россия занимает сейчас первое место в мире по уровню влияния, обгоняя Китай, Иран, Израиль и все больше отстающие от этих стран США. Аналитическая модель "Глобальный барометр влияния" разработана Дэнверской исследовательской группой и газетой "Вашингтон пост". Как утверждают сами разработчики, их программа показывает, насколько хорошо "глобальные игроки" используют свое влияние для достижения своих политических задач. В качестве "долгоиграющих" факторов, которые повышают влияние России на мировой арене, "Барометр" отмечает рост военной мощи нашей страны, предъявление своих прав на арктические территории, а также усиление Шанхайской организации сотрудничества на фоне успешных отношений Москвы и Пекина. И, конечно же, не остался без внимания наш огромный энергетический потенциал.

В.Г.Волович

Почетный полярник
Доктор медицинских наук
Совершил первым в мире прыжок с парашютом в точке Северного полюса в 1949 году



Tags: Арктика, Герой Советского Союза, СССР, советские открытия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments