arctic_blog (arctic_blog) wrote,
arctic_blog
arctic_blog

Category:

Заброшенная полярная станция Югорский Шар

Оригинал взят у uritsk в Заброшенная полярная станция "Югорский Шар"


Пролив Югорский Шар – очень красивое и интересное место. Он отделяет крупный остров Вайгач от материка и является одновременно сразу двумя важными географическими границами - связывает Баренцево и Карское моря, плюс в районе пролива находится северная граница Европейской и Азиатской частей света. Кроме того, Югорский Шар - один из двух основных судоходных проливов Северного морского пути (наряду с более северным и широким проливом Карские ворота, проходящим между оконечностью Вайгача и архипелагом Новая Земля). В зависимости от судоходных условий и ледовой обстановки, суда из Баренцева в Карское моря идут либо через один пролив, либо через другой. Об этом и многом другом речь пойдёт в следующей части – а в этой приведу фотографии полярной станции "Югорский Шар", расположенной у восточного входа в одноимённый пролив.

Полярная станция "Югорский шар" была основана ещё в 1913 году и долгие годы была одной из многочисленных советских арктических гидрометеорологических полярных станций. Её законсервировали 80 лет спустя, в 1993 году, а вскоре после этого на закрытой станции была организована пограничная застава, просуществовавшая до начала 2000-х. Потом пограничную заставу перевели на Амдерму, а строения бывшей полярной станции на Югорском шаре стали нежилыми. Сейчас от них остались руины – климат на берегу Югшара очень суровый, и нежилые строения разрушаются очень быстро.

1. Эту высокую мачту снесло штормовым ветром несколько лет назад.



2.



3.



4. Жилые помещения полярников и, соответственно, казармы личного состава в период существования здесь пограничной заставы.



5.



6.



7. На газете, подклеенной когда-то под обои, читается карандашная надпись: «Юг. Шар. Астахову» - полярники подписывались на свежую прессу.



8. А это главная парадная комната – даже сейчас видно, какой она была яркой, красивой и праздничной. Здесь обитатели станции проводили вечера, различные мероприятия.



9.



10.



11. Возможно, это была баня – на горячие кирпичи плескали воду, а народ парился на лавочках вокруг очага.



12. Стенд для метеонаблюдений.



13. Дизельная станция.



14.



15.



16. На покосившемся деревянном столбе читается красно-зелёная полосатая раскраска – в период погранзаставы это была вешка государственной границы России.



17. И ещё ряд хозяйственных построек.



18.



19.



Берега пролива Югорский шар безлюдны – помимо заброшенной станции у восточного входа в пролив (со стороны Карского моря), здесь есть несколько пустых охотничьих изб, а также действующих маяков, питающихся от современных солнечных батарей и не требующих постоянного присутствия людей. Единственная же действующая полярная станция на проливе находится примерно в 60 километрах западнее, у другого входа в пролив, со стороны Баренцева моря, и называется «Белый нос». Контингент станции составляет семейная пара, практически безвылазно живущая на станции уже более 25 лет, да раз в год сменяющаяся вахта более молодых сотрудников. Как говорят наши амдерминские мужики, эта годовая вахта довольно необычная – четыре молодые выпускницы питерского метеоинститута. Пожилая семейная пара и четыре молодые девчонки одни посреди Арктики - интересно, как им там живётся? :)

20. Противоположный же берег пролива – крупный остров Вайгач длиной 105, а шириной около 50 километров. Это совсем дикий остров – лишь один крошечный ненецкий посёлочек Варнек с населением 100 человек да метеостанция Болванский Нос в 100 с лишним километрах отсюда на северном берегу, у пролива Карские Ворота. Это таинственный и священный остров, издревле считающийся у местных народностей сакральным местом поклонений ненецким божествам: Вайгач в переводе с ненецкого – «остров страшной гибели» или «земля смерти». На Вайгаче до сих пор сохранилось множество ненецких поклонных крестов и тотемов. Даже местные амдерминские мужики с большим почтением относятся к Вайгачу, а редкие походы туда с туристами готовятся необычайно тщательно – это крайне серьёзные мероприятия, в том числе требующие и большой физической выносливости. Вон он вдали – таинственный остров Вайгач, отделённый от нас покрытой льдинами 5-километровой водной преградой Югорского Шара. На фото хорошо видна пирамидка вайгачского маяка у мыса Канин нос.



21. Пейзажи пролива суровы и восхитительны!



22. На берегах Югорского Шара множество маяков – летом в период полярного дня в них нет надобности, но осенью и зимой все они работают, и основные судоходные створы пролива прекрасно видны круглый год. Несмотря на дикость берегов, Югорский Шар – важная круглогодичная судоходная магистраль Северного морского пути. Вот один из маяков, расположенный на небольшом островке близ материкового берега пролива.



23.



24.



25.



26. Где-то поверхность пролива покрыта льдами, а где-то – вода как зеркало!



27.



28.



29.



30.



31. В проливе Югорский Шар очень сильные течения, связанные с приливными явлениями и перемещениями водных масс между Карским и Баренцевым морями.



32. Течениями и волнами на берега пролива выброшены мощные стволы деревьев, вынесенных в Баренцево и Карское моря впадающими в них крупными реками.



33. Скорость течения в проливе достигает 6 километров в час – когда мы стояли на берегу Югорского шара, водные массы перемещались слева направо – к выходу из пролива в Карское море. Удивительно смотреть, как мощные льдины со скрежетом движутся в проливе на всей ширине мощного водного потока!



34.



35. А это старый полуразрушенный знак границы между Европой и Азией. Несколько лет назад наши ребята из Амдермы установили новый, в нескольких километрах западнее – как считается, в географически более правильном месте. Мы там тоже побываем.



36.



Неплохо знаю нескольких людей, которые, ведомые зовом сердца, поменяли комфортную жизнь в насиженных местах и уехали жить или хотя бы на какое-то время поработать в Арктику. Во время нашего путешествия мы немало обсуждали это с товарищами по группе. У кого как, но у меня лично другое видение этого вопроса - я абсолютно чётко разделяю для себя понятия «периодической короткой отпускной романтики» и «работы и жизни в этих местах»... Но всё-таки - Вайгач, Югорский Шар, Новая Земля, Арктика… Безумно далёкие и труднодоступные, очень суровые и безлюдные, и в XXI веке почти необжитые людьми… Как они всё же цепляют! :)

К оглавлению >>>
Tags: арктика, заброшенные полярные станции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments